Школьное образование является важным элементом образования в современном обществе, формирующим у ребенка базовые знания и навыки. На данном этапе в жизни ребенка закладываются и совершенствуются необходимые навыки жизни человека в обществе, то есть школьное образование выполняет социальную функцию. Более того, школа имеет еще некоторые функции. Учебно-воспитательная функция предполагает воспитание учеников, осуществление охраны их жизни и здоровья. Наконец, школа предполагает функцию удовлетворения потребностей учащихся в получении необходимых знаний, а также в самообразовании.
Финляндия входит в список европейских стран с наиболее эффективной системой образования. В Финляндии широко распространена идея интегрированного воспитания детей, которая подразумевает воспитание детей разных национальностей, разных физических возможностей в одной среде [1, p. 147]. Более того, одним из важнейших принципов финской школы является индивидуализация, которая подразумевает такую организацию учебного процесса, которая является комфортной для каждого ученика в классе. Так, в одном пространстве, в классе одна часть учеников может читать, а другая – участвовать в обсуждении. Более того, если в классе есть ученики, которые отстают от общего темпа работы, то для работы в классе могут выделить еще одного преподавателя. Задача этого педагога – помочь отстающим ученикам догнать весь класс или же просто работать с этими учениками в удобном для них темпе [1, p. 148].
Возникает вопрос о готовности Финляндии перейти в формат онлайн-обучения в начале пандемии COVID-19. Невозможно отрицать влияние пандемии COVID-19 на системы образования по всему миру. Школы столкнулись с нарушением традиционного протекания образовательного процесса и вынужденным переходом на дистанционные формы обучения. Стоит отметить, что вынужденные карантинные меры обострили внимание к проблеме неравенства в образовании. Вынужденный переход на онлайн-образование усугубил данную проблему, многие страны не были готовы к этой мере [2, c. 179–180].
В период эпидемии коронавируса финские школы столкнулись с повсеместно введенным дистанционным обучением. Во время принятых карантинных мер финским школьникам пришлось некоторое время учиться исключительно в домашних условиях, используя различные онлайн-ресурсы. Построение учебного процесса в периоды закрытия школ представляет особый интерес. Разумеется, экстренный переход на онлайн-обучение не мог не сказаться на системе образования.
Целью данной работы является изучение особенностей функционирования финской системы школьного образования в период эпидемии COVID-19.
Материал и методы исследования. Объект исследования – финская средняя школа. Предметом работы является функционирование финских средних школ в период 2020–2022 гг. В настоящее время существует не так много исследований, посвященных проблеме влияния пандемии на школьное образование в Финляндии. В рамках исследования были изучены постановления правительства о введении и окончании периодов локдауна, перечни мер и требований, выдвигаемых Министерством социального обеспечения и здравоохранения Финляндии, а также Министерством образования и культуры Финляндии для безопасного осуществления учебного процесса. В ходе написания статьи были использованы такие общенаучные методы исследования, как наблюдение, анализ англо- и финноязычных источников, синтез и систематизация.
Локдаун переводится с английского языка как «строгая изоляция». В 2020 г. локдауном называли ограничения, которые государства ввели во время эпидемии коронавируса с целью замедления его распространения. К таким ограничениям относятся перевод учащихся на удаленный формат обучения, закрытие или изменение графика работы ресторанов и торгово-развлекательных мероприятий, отмена массовых мероприятий.
Результаты исследования и их обсуждение. Финские школы функционировали на протяжении двух лет пандемии коронавируса почти беспрерывно. За период 2020–2022 гг. финские школы закрывали дважды, однако обучение не приостанавливали, а переносили в онлайн-формат. Первый период закрытия школ в связи с введенным в Финляндии режимом чрезвычайного положения длился с 17 марта до 14 мая 2020 г. [3]. Согласно постановлению правительства Финляндии от 17.03.2020 г. [4], были предприняты следующие меры.
1. Работа всех учебных заведений была приостановлена. Исключение составили детские сады. Также исключением стало обучение в 1–3 классах школы для тех детей, чьи родители были задействованы в работе в жизненно важных сферах.
2. Было принято решение о проведении выпускных экзаменов в лицеях в ускоренном режиме.
3. Работа всех кружков, досуговых центров, спортивных секций для детей была приостановлена.
Постановления правительства от 17.03.2020 г. были приняты до 13 апреля того же года, однако в связи с нестабильной эпидемиологической обстановкой в стране было принято решение о продлении ограничений до 14 мая [5]. Таким образом, школьные учреждения были закрыты около 2 месяцев. Разумеется, для граждан Финляндии ситуация оказалась непривычной, правительство было вынуждено ввести локдаун, так как в начале 2020 г. не существовало ни точных исследований коронавирусной инфекции, ни вакцины.
Особый интерес для данного исследования представляет опрос проживающих в разных финских городах людей. В данном опросе были три ключевых вопроса, один из которых: «Каким образом коронавирус повлиял на вашу жизнь?» [6]. Были опрошены граждане от 24 до 90 лет, результаты опроса были опубликованы уже 14 марта 2020 г., за 2 дня до введения локдауна в Финляндии. Примечательно, что граждане в возрасте 35–45 лет, у которых есть дети, высказывали свои переживания именно за будущее детей. Нескольких опрошенных беспокоили закрытие дополнительных секций и возможное отстранение детей от занятий. Другие же высказали опасения за жизнь и здоровье детей в целом.
Таким образом, на момент введения карантина и закрытия большей части учреждений определенного плана реализации программ школьного образования не было, как, впрочем, и варианта дополнительного образования. В марте 2020 г. финские преподаватели выполнили важнейшую задачу по переводу занятий в режим онлайн. Стоит также отметить, что данная задача многими преподавателями была решена всего за несколько дней.
Впрочем, и до событий 2020–2022 гг. в системе образования Финляндии существовала определенная база в виде онлайн-платформы Wilma. Данная база во многом упростила процесс экстренного перехода финских школ на удаленный формат работы. Платформа Wilma [7] – привычное место общения финских школьников, их родителей и педагогов и до карантина. При необходимости родители могут связаться с преподавателями, ученики узнают свои оценки и получают задания. На этой платформе есть сведения о заданиях и оценках. Также учителя оставляют там отзывы об успехах учеников и рекомендации по учебе. Родители учеников могут оставлять сообщения о предполагаемых пропусках или больничных. Более того, многие финские школы уже либо частично, либо полностью перешли на электронный формат учебников, а некоторые школьные задания выполняются на планшетах или на компьютерах. С первого класса в детях воспитывают самостоятельность, они привыкают к разным типам и формам заданий. Также стоит отметить высокий уровень внедрения различных технологий в процесс обучения в средней школе Финляндии. У каждого учащегося есть возможность пользоваться школьными планшетами и ноутбуками. Техника в школах была внедрена для того, чтобы облегчить вес школьных портфелей, то есть у финских школьников нет необходимости носить с собой школьные учебники, так как все материалы загружены в предоставляемые планшеты. Обучение компьютерной грамотности начинается еще в начальных классах. На занятиях по компьютерной грамотности учащимся объясняют, например, каким образом вести свой блог, или рассказывают об основах безопасности в сети Интернет [8]. Таким образом, переход на онлайн-обучение в Финляндии можно считать менее «болезненным», чем в ряде стран, столкнувшихся с COVID-19.
Анализируя ежедневное расписание финских школьников во время обучения на дому, можно сделать вывод о том, что учебный процесс был организован насколько возможно приближенно к обычному расписанию в школе. Каждое утро ученики через Wilma получали информационные письма из школы о том, что будут проходить в конкретный день или в ближайшее время, какую тему нужно повторить, а с какой ознакомиться заранее, какие задания нужно посмотреть из учебника, а какие необходимо было найти самостоятельно на других платформах [8].
Онлайн-формат обучения в подходе финских учителей был представлен как видеоконференциями, так и самостоятельной работой. Например, учебный день начинался с рассылки заданий по различным предметам, и в течение дня у учеников были онлайн-конференции с учителями, однако в большинстве случаев обучение учеников было представлено в виде самостоятельной работы. Во время онлайн-конференции работа была построена таким же образом, как и в классе: учитель объяснял новый материал, а ученики по очереди высказывались или задавали вопросы [9].
Важным аспектом финской системы школьного образования является внимание к физической активности учащихся в течение учебного дня. Финские преподаватели решали проблему недостатка физических упражнений разными способами, один из наиболее популярных – это отправка учащимся танцевальных видеороликов из различных интернет-ресурсов, например Ютуба (YouTube).
В зависимости от возраста учащихся учебный процесс был построен по-разному. Для взаимодействия между младшими школьниками создавали специальные пространства или беседы для общения онлайн, например в мессенджерах. Учителя – кураторы классов находились онлайн в течение всего учебного дня для того, чтобы отвечать на вопросы учеников. Более того, учителя еженедельно осуществляли звонки каждому ребенку в установленное время [8].
Рассматривая организацию обучения у детей 12–15 лет, можно сделать вывод о том, что у учащихся подросткового возраста было больше свободы. У классов были общие чаты для общения, посещение которых было обязательным дважды в день. Вовлеченность родителей в учебный процесс заключалась в помощи детям в случае необходимости, а также в контроле за физической активностью учащихся и режимом питания.
Необходимо также отметить, что на время онлайн-обучения школы предоставляли учащимся возможность пользоваться школьной техникой для занятий. Таким образом, если семья не могла обеспечить детям технические ресурсы для обучения, школы оказывали необходимую поддержку.
Разумеется, без должного интернет-обеспечения переход на онлайн-обучение был бы невозможен. Согласно данным, предоставленным Статистическим управлением Финляндии [10], большинство финских домов имеют доступ к сети Интернет. Следовательно, ситуация, когда у учеников не было возможности прийти на онлайн-занятия по причине отсутствия связи, была крайне редкой. Однако на момент начала первого локдауна, как, впрочем, и в настоящее время, не у всех финских семей была возможность выхода в Интернет, также затруднения испытывали те дети, которые говорят на негосударственных языках, то есть не на финском или шведском. Такие отдельные случаи требовали индивидуального подхода.
Несмотря на перевод школьного учебного процесса в онлайн-формат, финские учителя продолжили следовать национальной образовательной программе. Главной целью преподавателей было обеспечить ту же степень вовлеченности учеников, как было бы на обычных уроках в школе. Новые условия продемонстрировали ситуацию, когда только совместная работа могла принести пользу образовательным учреждениям. Стоит отметить, что высокие результаты не были приоритетны в это непростое время. И правительство Финляндии, и, разумеется, учителя понимали, что совершенных знаний от учеников не стоит ждать в такой непривычной обстановке.
В середине мая 2020 г. финским правительством было принято решение открыть школы. Важно, что при этом необходимо было соблюдать требования Министерства социального обеспечения и здравоохранения. К требованиям относились:
1) организация учебного процесса таким образом, чтобы избежать большой концентрации учащихся в классных комнатах. В связи с этим в школах старались проводить занятия в просторных помещениях для того, чтобы сохранить возможность поддерживания социальной дистанции. При возможности учебные процессы также организовывались на свежем воздухе, на прилегающих к школам территориях;
2) запрет на проведение массовых мероприятий;
3) организация школьного питания в классных комнатах или небольшими группами учащихся в столовых;
4) внимание к вопросам гигиены рук;
5) при необходимости или желании учащиеся могли пользоваться масками [11].
Также обучение в школах могло быть организовано посменно при необходимости.
В дальнейшем школы и другие учреждения закрывали повторно, с 8 марта 2021 г. был введен локдаун сроком на 3 недели [12, p. 8]. Уже 8 апреля финское правительство приступило к постепенному снятию коронавирусных ограничений. В рамках вводимых ограничений в данный период на дистанционное обучение были переведены ученики средней и старшей школы, а также были отменены досуговые занятия для детей старше 12 лет. После вывода учеников на очное обучение в школы в апреле также сохранялись коронавирусные ограничения, которые были введены в 2020 г.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что дважды введенный режим чрезвычайного положения в Финляндии особым образом повлиял на все сферы жизни в стране, среди которых и система школьного образования. Однако закрытие школ в период с 17 марта по 14 мая 2020 г. отличается от периода с 8 марта по 8 апреля 2021 г. Сложность обстоятельств 2020 г. обусловлена непривычной обстановкой в стране и отсутствием опыта в организации повсеместного онлайн-обучения для учеников школ. На период повторно введенного режима чрезвычайного положения у финских учителей уже был опыт организации учебного процесса в онлайн-формате.
Заключение. Прежде всего, необходимо отметить, что переходы на онлайн-обучение в марте – мае 2020 г. и марте 2021 г. не были одинаковыми. В период первого локдауна ученики и учителя оказались в непривычных для себя условиях, которые обозначили определенные трудности. Преподаватели, например, выражали обеспокоенность успеваемостью учеников, которым необходимо уделять больше внимания. Еще одним препятствием была трата большего количества времени на пояснения к заданиям и оценку каждого ученика [9].
Однако в период второго введенного режима чрезвычайного положения ситуация с организацией онлайн-обучения учеников школ была облегчена опытом первого локдауна.
Как и у каждого события, у дистанционного образования в Финляндии есть как положительные стороны, так и отрицательные. К отрицательным последствиям учебы онлайн можно отнести недостаток взаимодействия и социальных контактов у учащихся, а также недостаток физической активности. Однако необходимо отметить, что финские учителя различными способами пытались решить эту проблему. Например, преподаватели давали подопечным различные задания, включали физические упражнения в учебный процесс. Недостаток общения у учащихся преподаватели некоторым образом устраняли организованными видеоконференциями, однако данная мера, разумеется, не была достаточной. Еще одним недостатком дистанционного обучения было увеличение нагрузки учащихся в связи с большим количеством заданий для самостоятельной работы. Можно также отметить увеличение времени, проводимого детьми за компьютерами и другими гаджетами.
Однако у обучения на карантине были и положительные стороны. Родители учащихся отмечали, что у семей появилось больше возможностей для совместного времяпрепровождения. Более того, увеличилось также время пребывания на свежем воздухе. В Финляндии выход из дома не был ограничен с условием соблюдения социальной дистанции, в связи с чем семьи старались ежедневно проводить время на прогулках. Вторым положительным последствием онлайн-обучения является еще более возросший авторитет учителей [8]. И последнее – проблема дистанционного образования дала начало созданию различных онлайн-инструментов и платформ, которые учителя внедряют в образовательный процесс и в настоящее время.
Библиографическая ссылка
Лагойко А.Г., Грубич У.В. ВЛИЯНИЕ ЛОКДАУНА В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ КОРОНАВИРУCНОЙ ИНФЕКЦИИ НА ШКОЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС В ФИНЛЯНДИИ // Современные проблемы науки и образования. – 2022. – № 6-1. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=32325 (дата обращения: 05.06.2024).